С приходом в нашу жизнь цифровой техники встала задача научить устройства генерировать и воспринимать цвета. С этой целью было введено понятие цветового пространства, т. е. адаптивной модели, в которой цвета кодируются цифрами. Имеется несколько цветовых моделей, или систем шифрования цветов.
RGB
Модель описывает цвета смешением Red, Green и Blue. В основу положена концепция трехмерного пространства, в котором любой оттенок имеет свои координаты. Конкретный цвет представляется как точка, имеющая три координаты со значением от 0 до 255. Значение координат отражает интенсивность свечения пикселя каждого из основных цветов.
Модель RGB используется в мониторах и экранах, генерирующих свет. Цветовое пространство этой системы содержит более 16 миллионов оттенков, и не всякий монитор способен отразить это количество.
СМYК
Система была разработана для минимизации количества печатных красок. За базу взяты 4 цвета - бирюзовый, пурпурный, желтый и черный. Оттенок получается за счет процентного соотношения каждого цвета от 0 до 100 по отношению к белому. Доля участия цвета из основной палитры отражается в цифрах. Главная задача СМYК - объяснить печатной машине - в какой пропорции какой основной краской печатать.
Если под большим увеличением посмотреть на напечатанную картинку, то будет видно, что изображение состоит из мельчайших точек, каждая из которых состоит в свою очередь из 4 более мелких точек основных цветов палитры, напечатанных с разной толщиной краски.
Почему отпечаток не совпадает с изображением на экране
При создании макета дизайнер работает с монитором и автоматически пользуется RGB. Для печати модель трансформируется в СМYК. Но она имеет меньший охват оттенков и не всегда может отразить все цвета, полученные на экране.
Изображение на экране не всегда соответствует печатному результату. Главная причина в том, что RGB дает излучаемый цвет (от монитора), а СМYК, напротив, показывает наложение красок и поглощаемый цвет в меньшем диапазоне оттенков.